ОПОРА РОССИИ. Дайджест СМИ за 29 августа 2011 года

ОПОРА РОССИИ. Дайджест СМИ за 29 августа 2011 года:
 
 
1._События дня
 
 
Генпрокуратура приступила к формированию сводного плана проверок на 2012г. 
 
Генеральная прокуратура Российской Федерации в соответствии с положениями
Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
приступила к формированию сводного плана проведения плановых проверок на 2012 год.
Об этом информирует пресс-служба ведомства.
 
По установленному законодательством порядку создания сводного плана, органы
государственного и муниципального контроля (надзора) должны в срок до 1 сентября
текущего года представить в органы прокуратуры проекты своих планов для рассмотрения
на предмет законности включения в них объектов контроля.
 
Общий порядок рассмотрения таких проектов планов органами прокуратуры с учетом
многоуровневой системы контролирующих органов и в отдельных случаях их специализации
(транспортная, таможенная, экологическая и иные сферы) установлен приказом
Генерального прокурора Российской Федерации от 11.08.2010 № 313.
 
Соответствующая типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок
утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.
 
При формировании проектов планов органам контроля необходимо учитывать положения
законодательства, устанавливающего иную периодичность проведения плановых проверок в
отдельных сферах.
 
По завершению первого этапа формирования сводного плана органы прокуратуры до 1
октября текущего года внесут предложения руководителям контролирующих органов всех
уровней (федерального, регионального и муниципального) о проведении совместных
проверок.
 
Информационный портал ОПОРЫ РОССИИ: http://opora.ru/news/#collapsed/14797/
 
 
Хлебное место 
 
Минсельхоз намерен усилить контроль за качеством зерна и готовит новый закон 
 
<http://www.rg.ru/2011/08/29/zerno.html#comment_block>             С конца октября в
России отменяют государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, бьют
тревогу некоторые эксперты. И ссылаются на два федеральных закона, которые были
утверждены в июле. Однако в минсельхозе уверяют, что никакой опасности нет. А новый
закон, над которым работает ведомство, наоборот, должен усилить госконтроль.
 
Концептуальные предложения этого документа будут представлены в правительство к
концу года, сообщил директор департамента регулирования агропродовольственного рынка
и развития инфраструктуры минсельхоза Сергей Сухов.
 
Но уже сейчас известно, что функции контроля за количеством и качеством зерна
профильное министерство хочет оставить за собой. "Это позволит обеспечить
уверенность в том, что цифры по зерновым ресурсам и их реализации у нас правильные,
мы знаем, где какие лежат запасы и что элеваторы действительно соблюдают технологию,
чтобы качество зерна не терялось на пути к потребителю", - озвучил идеи нового
закона Сергей Сухов. Однако проблема в том, что между отменой двух старых законов,
которые утрачивают силу 25 октября, и принятием нового документа есть правовая
лакуна с неизвестным пока сроком. Можно предположить, что функции контроля на этот
период правительственным постановлением продлят центру оценки качества зерна -
структурному подразделению Россельхознадзора, который подчиняется минсельхозу.
 
Кстати, по мнению экспертов, комплексной системы оценки качества зерна нет в стране
и сейчас. А она нужна, во-первых, для того, чтобы ничего не угрожало здоровью
потребителей. То есть, хлеб и другие продукты должны производиться из качественного
зерна. Во-вторых, надо знать, сколько, где и какого зерна хранится, чтобы грамотно
планировать внутреннее потребление, экспорт и будущий урожай. И в-третьих, чтобы
решать споры между крестьянами и владельцами элеваторов. Последние нередко
обманывают сельхозпроизводителей, занижая вес и сортность при приемке сырья.
Арбитром в таких спорах сейчас выступает Центр оценки качества зерна. Это позволяет
среднему хозяйству сэкономить от 1 до 3 миллионов рублей. Однако для комплексной
оценки качества, необходимой не только производителям, но и потребителям, нужен
орган с большими полномочиями.
 
«Российская газета»: http://www.rg.ru/2011/08/29/zerno.html 
 
 
2. ОПОРА в новостях
 
 
Чиновники не смогут быстро отменить приватизацию госимущества
 
Вопреки планам масштабной распродажи госпредприятий, объявленной президентом, многие
чиновники стараются удержать подконтрольные активы. Из-за большого количества просьб
об исключении организации из списка приватизации Минэкономразвития разработало новую
методику принятия таких решений: теперь чиновникам необходимо не только обосновать
свою просьбу, но и получить заключение Минфина и руководителя отраслевого ведомства.
После этого вопрос «об исключении» попадет в повестку дня правительства.
 
Согласно предложению министерства ставить точку в вопросе вычеркивания организации
из списка приватизации будет правительство. Но прежде чем вопрос дойдет до Белого
дома, свои положительные визы должны поставить руководители отраслевого федерального
органа исполнительной власти, а Минфин — предоставить финансовую оценку такого шага.
Если чиновники не смогут прийти к единому решению, им предлагается провести ряд
совещаний в Минэкономразвития. Если и после этого в вопросе не будет поставлена
точка, его вынесут на доклад заместителю председателя правительства, координирующему
работу в сфере управления госсобственностью. Сейчас исключить компании гораздо
проще: министерства могут сделать самостоятельно, послав предложение в Росимущество.
 
Всего в России на продажу выставлено более 5 тыс. активов. Эксперты Citibank
называют планы приватизации крупнейшими за последние 15 лет: стоимость имущества и
госпакетов в разных компаниях, по приблизительным подсчетам, превышает 158 млрд
долл. Реализовать их предложено в весьма сжатые сроки — за шесть лет.
 
Председатель экспертного совета «ОПОРА России» Никита Кричевский считает, что
увеличение количества просьб об исключении из списка приватизации говорит о
положительной тенденции: во многих акционерных обществах нормализуется корпоративное
управление, поэтому руководство решило воздержаться от приватизации, пока есть свой
ресурс для дохода. «А по итогам прошлого года всего лишь 23 предприятия из трех с
лишним тысяч приносили дивиденды», — говорит он. В то же время все больше
руководителей избирают тактику пережидания «под государевым крылом» — это намного
безопаснее, нежели идти в частный сектор. «С точки зрения развития экономики хорошо
и то и то — главное, чтобы развивалось и приносило деньги», — делает вывод эксперт.
 
«РБК-Дейли»: http://www.rbcdaily.ru/2011/08/29/focus/562949981355305
 
 
Социальные услуги будут оказываться по-новому
 
Ведёт программу "Особое мнение" Игорь Гмыза.
 
Минздравсоцразвития разрабатывает законопроект, по которому с 2013 года социальные
услуги россиянам будут оказываться по-новому. В частности, к социальному
обслуживанию населения допустят частные компании, а для регионов установят единые
правила игры.
 
Гостья в студии – вице-президент общероссийской общественной организации малого и
среднего предпринимательства "ОПОРА России" Наталья Вадимовна Ушакова, в сфере
компетенции которой находятся социальная политика и здравоохранение.
 
Сегодня в России социальные услуги населению оказывает только государство. Как можно
относиться к идее допустить частный бизнес к оказанию подобных услуг? Н. Ушакова
напомнила, что сегодня этот вопрос регулируется государством, но на самом деле
существуют пансионаты для пожилых людей, которые уже обустроены бизнесом и
пользуются достаточно большим спросом. Потому что когда уезжают дети или
родственники за рубеж или отдыхать, возникает потребность куда-то отдать своих
престарелых родителей и родственников, с тем чтобы там им могли оказывать
медицинские услуги, могли за ними наблюдать и как-то их обслуживать. Этот рынок уже
существует, и он неплохой.
 
Но никогда государство не декларировало и не заявляло о том, что есть проблемы в
социальной сфере, которые оно сегодня своими силами, без участия частных
предприятий, решить не сможет. Потому что это и кадры, и материально-техническая
база, и те технологии, которые помогут эти услуги сделать высококачественными в
соответствии с единым стандартом по всей стране. Поэтому сейчас государство и
обратило внимание на такой механизм, как государственно-частное партнёрство либо
управляемое предпринимательство, что очень своевременно и правильно, считает Н.
Ушакова.
 
Опыт функционирования социальных систем в зарубежных странах говорит о том, что и
там тоже были переходные периоды, когда государство отказывалось от оказания
социальных услуг, уходило с рынка, но находило себе надёжных партнёров.
 
Сегодня оказание социальных услуг в России не лицензируется. Так случилось. Сейчас
обсуждается вопрос, чтобы и медицинские услуги были выведены из-под лицензирования.
В этом случае у предоставляющих эти услуги возникает репутационная ответственность.
Для России это, наверное, некий новый виток в развитии, потому что репутационная
ответственность в Российской империи была у купцов, у предпринимателей. Потом много
как-то контролировалось ОТК, которые пытались её поддерживать. Однако на сегодняшний
день репутационной составляющей в России практически нет.
 
Поэтому введение контроля общественных организаций в данной сфере плюс создания
некого симбиоза для решения проблем, чтобы последние потом не захлестнули большой
волной, это необходимость и веление времени. Но нужно внимательно посмотреть на сам
законопроект, предусмотреть защиту населения с тем, чтобы этого не случилось. 
 
Потому что у работы в лицензионных условиях, например, в здравоохранении, есть много
отрицательных моментов. Главный из которых – в нашей стране лицензию можно купить! И
это никак не защитит пациента или потребителя услуги от мошенника либо нечестного
предпринимателя. Репутационная составляющая и уголовная ответственность за нанесение
ущерба – вот условия, когда на цивилизованный рынок этих услуг не пойдут те люди,
которые хотят иметь только деньги и не предоставлять качественную репутационную
услугу.
 
«Радио России»: http://www.radiorus.ru/news.html?id=566184 
 
 
Много дыма – и ничего
 
Новый антитабачный закон может оказаться неэффективным
 
В стране вовсю идет общественное обсуждение проекта закона «О защите здоровья
населения от последствий потребления табака». За неделю, которая прошла со дня
публикации документа на сайте Минздравсоцразвития, он собрал больше тысячи
комментариев и предложений. С тем, что курение – вред, никто не спорит. Однако,
считают многие, сам законопроект нуждается в серьезной доработке с точки зрения
малого бизнеса. Необходимо усилить медицинскую составляющую документа, чтобы
человек, решивший покончить с вредной привычкой, мог получить при этом
квалифицированную помощь. Наконец, нелишне будет подвергнуть законопроект
антикоррупционной экспертизе.
 
Напомним, законопроект был разработан в связи с присоединением нашей страны к
рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Если вкратце, то основные его
положения таковы: полный запрет курения на транспорте, в местах общественного
питания и гостиницах, ограничение курения в тюрьмах и подъездах жилых домов. Дымить
ближе 10 метров от входа в аэропорты и вокзалы тоже будет нельзя. Реклама табака
должна полностью исчезнуть, а табачным компаниям запретят становиться спонсорами. В
фильмах и телепередачах, снятых после принятия закона, не должно быть сцен курения.
Ужесточатся требования к площадям торговых точек, которые реализуют табачную
продукцию, продажа будет осуществляться без выкладки товара, покупатель сможет
выбирать его по специальному прейскуранту. Вне закона объявляются нюхательный и
жевательный табак.
 
Кроме морального давления, на курильщиков будет оказываться и финансовое. На
табачную продукцию правительство установит минимальные розничные цены (дешевле
продавать нельзя), которые будут ежегодно индексироваться. Акцизная доля в цене
сигарет увеличится до 50%, что приведет к увеличению средней стоимости каждой пачки.
Благодаря этому поступления средств в бюджет от табачных акцизов увеличатся в четыре
раза и к 2014 году составят 466 млрд. руб. при общей сумме затрат на реализацию
указанных в законе мер в 615 млн. руб.
 
Очевидно, что против документа выступили табачники, раскритиковавшие его в пух и
прах. Так, например, гендиректор ассоциации производителей «Табакпром» Вадим Желнин
назвал законопроект странным, полагая, что чиновники борются не с курением, а с
курильщиками. Широкая общественность раскололась. Если одни называют закон
«замечательным», то другие считают, что это «полный бред». Аргументы сторонников
ясны и неопровержимы: курение – зло, и спорить с этим бессмысленно. Противники с
этим, по большей части, и не спорят, но предлагают подумать и не рубить сплеча,
чтобы с водой не вплеснуть ребенка.
 
«Такой бизнес нам не нужен»
 
Самой спорной в тексте документа многим представляется ценовая политика и
ограничение продажи табака. В частности, высказываются мнения, что статья 19
законопроекта, запрещающая реализацию сигарет в торговых объектах площадью менее 50
кв. метров, – это удар по малому бизнесу. Так, А.И. Иванова в своем комментарии на
сайте Минздравсоцразвития пишет: «Идет борьба с малыми предпринимателями, а не с
курильщиками». Другая похожая оценка: «Явное лоббирование интересов крупных
сетевиков и убийство малого бизнеса». Член совета московского отделения «ОПОРЫ
России» Алексей Каневский эти мнения разделяет.
 
«Это однозначный удар по мелкому бизнесу в пользу крупных торговых сетей, – заявил
он «НИ». – Государство просто занимается изъятием товара. А что взамен? Ведь
алкоголь и сигареты – это высоколиквидные позиции. По сути, все остальное – это
какой-то ассортиментный перечень, обрамляющий эту продукцию. В обороте малого
бизнеса доля сигарет – это 50%. Поэтому ситуация создается «плоская»: вопрос не
проработан в полном объеме, особенно с точки зрения последствий. Если все просто
взять и изъять, очевидно, что эта продукция появится на «черном рынке». Моментально
появится контрафакт, мы все это проходили тысячу раз».
 
В ответ председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей
Дмитрий Янин утверждает: такой малый бизнес, который держится на одних сигаретах и
алкоголе, нам не нужен. «Прошли те годы, когда пьянство и табакокурение являлись
оправданием для развития российской экономики, – сказал «НИ» эксперт. – Если малый
бизнес в России держится на продаже пива и сигарет детям, то перепрофилирование
этого бизнеса, наоборот, пойдет на пользу российской экономике. Пусть укрупняются
или перепрофилируются. А для сельской местности, где нет средних и крупных
магазинов, стандарты будут менее жесткие. Там уже местные власти будут решать,
какова должна быть площадь, чтобы оставить точки продаж сигарет. Так что не вижу
здесь проблемы».
 
«Новые известия»:
http://www.newizv.ru/economics/2011-08-29/150266-mnogo-dyma-i-nichego.html 
 
 
Почему чиновники и бизнесмены не хотят реальной легализации гастарбайтеров в России?
 
Антонов:
 
– Это программа «Я – против!». Тема сегодняшнего эфира: «Почему чиновники и
бизнесмены не хотят реальной легализации гастарбайтеров в России?» Вопрос для
голосования: действительно, нужна ли России легализация гастарбайтеров?
 
Я представляю наших сегодняшних гостей. Во-первых, мой соведущий программы «Я –
против!» Александр Гришин, представитель политического отдела газеты «Комсомольская
правда». У нас сегодня в гостях Владимир Вашенцев, заместитель директора автономной
некоммерческой организации «Опора дружбы». И Ильдар Габдрахманов, первый заместитель
председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике.
 
Наверное, начну с представителя некоммерческой организации, который выскажет
несколько слов по поводу того, нужна ли легализация гастарбайтеров, то есть
проводить ее, не проводить, принесет ли легализация какие-нибудь успехи и плоды.
 
Вашенцев:
 
– Я считаю, что вопрос этот даже не обсуждается. Безусловно, нужна. Цивилизованное
общество – это общество, которое работает в легальном поле, законном поле.
Легализация – это часть законного поля. Поэтому однозначный ответ – «да».
 
Антонов:
 
– Но практика показывает, что очень многие коммерсанты решают определенные свои
вопросы с помощью незарегистрированных трудовых резервов.
 
Вашенцев:
 
– Практика и история показывают, что бизнес всегда будет искать какие-то лазейки,
чтобы либо ущемлять чьи-то права, чтобы получать прибыль. Но в том-то и задача
государства стоит, чтобы направлять бизнес в законное, нормальное русло.
 
Габдрахманов:
 
– Я согласен, что в любой стране общество заинтересовано в том, чтобы любой человек,
приезжающий в его страну, вел себя законно, вне зависимости от того, приезжает ли он
как турист или как потенциальный работник. Вопрос всегда в механизме – как-то
обеспечить. И спор всегда касается механизма.
 
Антонов:
 
– Александр, оба гостя высказались за легализацию гастарбайтеров. А меж тем Германия
стонет от турков, Америка постоянно депортирует пуэрториканцев и мексиканцев,
которые пересекают границу.
 
Вашенцев:
 
– Речь не идет о том, что любой приезжающий к нам трудовой мигрант должен иметь
право трудиться, где бы он хотел, по какой специальности, на том или ином
предприятии, у частного предпринимателя. Речь идет о том, что любая страна в мире,
выстраивая свою миграционную политику, в частности трудовую, в первую очередь
исходит из защиты национальных интересов своих граждан. Всегда преимущество при
трудоустройстве должны иметь собственные граждане России. И только в том случае,
если на том или ином производстве не хватает рук, причем национальных кадров не
хватает, есть явный голод, только в том случае эти государства разрешают приезжающим
гражданам работать в той или иной сфере.
 
Если же мы говорим о том, что любой желающий приезжает, тем более в нашей ситуации
из стран ближнего зарубежья, где крайняя нищета, люди просто не имеют никакой
работы, для них получение любого заработка это равносильно сохранению жизни его
семьи и его собственной. Поэтому, конечно, они, приезжая в страны, в том числе и в
Россию, готовы трудиться за любые деньги, несмотря ни на какое трудовое
законодательство. Они готовы выполнять любые указания своего работодателя, работать
и ночью, и за копейки, жить где-то в подворотне. В этой ситуации, конечно, наши
национальные работники не выдерживают конкуренции. Это надо объективно понимать.
 
Радио «Комсомольская правда»: http://www.kp.ru/radio/stenography/16965/ 
 
 
Башкирских предпринимателей не пускают торговать на рынок
 
Быть владельцем личного подсобного хозяйства – тяжкий труд. Целый день – поливка,
прополка, борьба с вредителями… И, не дай Бог, засуха! Но, оказывается, продать
полученный урожай еще труднее, чем вырастить. Недавно в блог главы республики
Рустэма Хамитова поступило отчаянное сообщение от предпринимателя Риты Лугмановой.
Женщина пожаловалась на произвол администрации одного из столичных рынков: «В этом
году урожай удался на славу. Сельхозпроизводители хотят реализовать свою продукцию,
но этому мешают различные структуры, в том числе работники рынков. Я, Лугманова Рита
Рифовна, являюсь индивидуальным предпринимателем, всей семьей стараемся, выращиваем
картофель, капусту, все, что необходимо городским жителям. Случай произошел
16.07.2011 года на рынке, что находится на улице Рабкоров. Я отправила студента-сына
на реализацию картофеля. Мест для торговли достаточно, но торгуют на рынке одни
перекупщики и продавцы с торговых ларьков. Все необходимые сопроводительные
документы, накладная с печатью имелись, но в 10 часов утра к сыну подошла
представитель рынка Валиева Фанзиля Насретдиновна, которая, не представившись,
потребовала документы, которые ей в последующем представили. Тогда она сказала, что
торговать на этом рынке сын не имеет права. После чего отобрала весы, документы,
которые ей показали, и всю выручку от продажи картофеля, и начала угрожать, что
вызовет ОМОН и выгнала с рынка». 
 
Наша газета решила разобраться в этой ситуации. По какой причине производителей не
допустили к торговле? Быть может, дело в банальной нехватке тех или иных бумаг?
Попробуем узнать у специалистов – представителей общественных организаций. 
 
- На каждом рынке нужен свой пакет документов, – объяснил «ОЭГ» исполнительный
директор БРО «ОПОРА России» Тимур Лукманов. - Для начала владелец ИП или ООО должен
прийти к директору рынка, чтобы заключить договор, условия которого могут
варьироваться. Срок договора, цена аренды, те или иные льготы – все это зависит от
администрации рынка. Где-то срок договора – год, где-то полгода. Например, ни один
рынок не захочет работать с «однодневками». 
 
Кстати, а что нужно в том случае, если ты не предприниматель, а обычный пенсионер?
 
- У нас есть свободные места для пенсионеров, закрытые прилавки. Если вы торгуете со
своего огорода (картошка, морковка и т.п.),– добро пожаловать! – рассказали нам на
Южном рынке в Демском районе. - Для этого вам надо обратиться к дирекции рынка и
предъявить документы: членскую книжку садовода или справку местной администрации о
том, что продукция выращена на личном приусадебном участке. Кстати, места для
пенсионеров совершенно бесплатны!
 
http://i-gazeta.com/news/obshchestvo/16404.html 
 
 
3. Собственная информация
 
 
3.1 Новое в ОРВ
 
 
ОРВ – до 12 сентября: о регламенте Россельхознадзора по госконтролю в отношении
земель сельхозназначения 
 
Минэкономразвития России предлагает предпринимательскому сообществу принять участие
в проведении оценки регулирующего воздействия приказа Минсельхоза России «Об
утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по
ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению
государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного
назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель
населенных пунктов». 
 
http://opora.ru/news/#collapsed/14818/ 
 
 
ОРВ – до 6 сентября: проект регламента Минкультуры по госконтролю за соблюдением
лицензиатами лицензионных требований и условий 
 
Минэкономразвития России предлагает предпринимательскому сообществу принять участие
в проведении оценки регулирующего воздействия проекта Административного регламента
Министерства культуры Российской Федерации по исполнению государственной функции
«Государственный контроль и надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных
требований и условий». 
 
Проект акта определяет сроки и последовательность действий (административных
процедур) при исполнении Минкультуры России государственной функции по контролю за
соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
 
http://opora.ru/news/#collapsed/14815/ 
 
 
ОРВ – до 9 сентября: утверждение формы технического плана сооружения и требований к
подготовке 
 
Минэкономразвития России предлагает предпринимательскому сообществу принять участие
в проведении оценки регулирующего воздействия проекта приказа Министерства
экономического развития Российской Федерации «Об утверждении формы технического
плана сооружения и требований к его подготовке». 
 
Проект приказа предусматривает утверждение формы технического плана сооружения и
требований к подготовке технического плана сооружения.
 
http://opora.ru/news/#collapsed/14812/ 
 
 
Отслеживайте новые материалы по ОРВ - это в ваших интересах!

29.08.2011, 904 просмотра.