ОПОРА РОССИИ. Дайджест СМИ за 8 ноября 2011 года

Дайджест СМИ за 8 ноября 2011 года:

 

1._События дня

 

Органы лишатся функции: Полицию ограничат в праве возбуждать дела по налоговым преступлениям

Дела о налоговых преступлениях будут возбуждаться только по материалам налоговых органов. Депутаты Госдумы приняли в первом чтении президентский законопроект о порядке возбуждения уголовного дела и оглашения приговора по преступлениям в сфере экономической деятельности.

Согласно документу поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях будут служить только материалы, предоставляемые налоговыми органами. По мнению экспертов, законопроект ограничивает права сотрудников полиции, а значит, и "кошмарные" методы воздействия на предпринимателей. При этом государство реально усиливает налоговые органы для улучшения их фискальной функции.

Сегодня поводом для возбуждения уголовного дела, например, может служить заявление о преступлении, сообщение о готовящемся преступлении, полученное из других источников и т. д. Это дает возможность недобросовестным сотрудникам полиции шантажировать предпринимателей возбуждением уголовных дел или возбуждать дела по заявлениям конкурентов. У налоговиков же существует своя инструкция, согласно которой они должны представлять такие материалы. В частности она предусматривает, что если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик полностью не погасил недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения налогового преступления, то налоговые органы обязаны в течение 10 рабочих дней направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Помимо этого, законопроект уточняет положения об оглашении приговора.

"Поправки в статью 241 УПК РФ устанавливают, что по делу об экономических преступлениях суд может решить, что в публичном судебном процессе может оглашаться только вводная часть обвинения и резолютивная часть, т. е. содержащая вывод - приговорен или оправдан, - пояснила Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам". - Цель принятия поправки, скорее всего, в либерализации и сокрытии тайны частной жизни". Кроме того, по словам эксперта, это поможет скрыть от публичности схемы, использованные преступником, и скрыть доступ к ним для других "ищущих умов".

«Российская Бизнес-газета»: http://www.rg.ru/2011/11/08/prestuplenia.html

 

М.Осеевский займется в Минэкономразвития проблемами малого бизнеса.

М.Осеевский займется в Минэкономразвития проблемами малого бизнеса. Об этом он заявил сегодня, 8 ноября 2011г., на встрече с журналистами. "Я перехожу на работу в Министерство экономического развития, где буду курировать целый ряд вопросов, таких как развитие федеральной контрактной системы, развитие малого бизнеса, вопросы конкуренции", - сказал уходящий в отставку вице-губернатор.

Говоря о своем возможном преемнике, который сегодня был предложен губернатором Петербурга Георгием Полтавченко, М.Осеевский отметил: "Игорь Борисович Дивинский уже более месяца является моим заместителем. За это время он проявил себя достойным человеком, и я надеюсь, что он продолжит мою работу, начатую еще моими предшественниками".

Напомним, М.Осеевский (1960г.р.) занимает пост вице-губернатора Петербурга с ноября 2003г. С июня 2010г. возглавляет администрацию губернатора города. Ранее стало известно, что он в ближайшее время переходит на работу в Минэкономразвития.

РБК: http://spb.rbc.ru/freenews/20111108120252.shtml

 

2. ОПОРА в новостях

 

Недобор без штрафов: рентабельность энергосбытовых компаний ограничили

Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление N 877 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке". Оно регулирует ценообразование на электроэнергию, фактически дополняя недавние решения по упорядочению перекрестного субсидирования в отрасли.

Сложилось так, что сбытовые компании оказались монополистами в сфере "назначения" конечных цен на электричество. Причем потребителям вменялась обязательная закупка жестких объемов электричества, и если, они выкупались неполностью, потребители подвергались штрафам. В результате, по имеющимся оценкам, доля электроэнергии в себестоимости продукции и услуг многих предприятий малого и среднего бизнеса зачастую превышала 25%.

По мнению президента "ОПОРЫ России" Сергея Борисова, решено принять меры по недопущению получения поставщиками необоснованных доходов. В том числе за счет перехода от расчета средневзвешенных нерегулируемых цен по числу часов использования мощности (ЧЧИМ) к расчету по ценовым категориям. Отход от такой дифференциации позволит более равномерно распределить стоимость электроэнергии среди всех категорий бизнеса, не допустить больших скачков тарифов для предприятий. Особенно для малого бизнеса, рост тарифов для которого намного больше, чем для средних и крупных.

"Решение ограничить сбытовые наценки - ответ на ситуацию, давно существующую, - говорит Неонилла Скиндер, старший юрист корпоративной практики и международного налогового планирования Группы "КОНСУЛЪ". - Когда от сбыта электричества фактически отстранены не только государство, но и сами производители. Сбытовики, по сути, диктовали и объемы потребления электричества, штрафуя за его "недобор", наподобие газовых контрактов take or pay. Отмена таких штрафов едва ли понизит рентабельность сбытовых фирм, так как доходы большинства из них зачастую намного больше, чем производителей".

"Российская Бизнес-газета": http://www.rg.ru/2011/11/08/energy.html

Громов рассказал о миллиардах, которые отнимет у области «Новая Москва»

Московская область при расширении границ столицы потеряет до 32 миллиардов рублей налоговых поступлений. Заявил в интервью «Известиям» губернатор Подмосковья Борис Громов. Также Громов добавил, что Москва в качестве компенсации будет финансировать городские и сельские поселения, граничащие с «Новой Москвой». Однако ни в одном из областных министерств Business FM не смогли пояснить, откуда губернатор взял эти цифры.

По словам Громова потери области составят от 25 до 32 миллиардов рублей. За год, за день или за всю историю непонятно. Также губернатор заявил, что Москва на протяжении трех лет будет выделять по 3 миллиарда рублей в год подмосковным городским и сельским поселениям, которые граничат с передаваемой территорией — сколько таких поселений, удастся ли компенсировать все потери, как они будут передаваться из интервью тоже не ясно. В приемной Громова прокомментировать высказывания губернатора не смогли и отправили по инстанциям. В областном Минфине Business FM заявили, что таких расчетов там не делалось, и они понятия не имеют, откуда у Громова эти цифры. В Минэкономики Мособласти категорически отказались прояснить ситуацию, заявив, что губернатору лучше знать. Ничего не дал и звонок в областное УФНС. Между тем у экспертов возникло множество вопросов. 32 миллиарда — не слишком ли много — удивляется представитель общероссийской общественной организации «Опорой России» Михаил Орлов:

«Мне кажется, что 32 миллиарда потеря по налогам — это не масштаб тех территорий, которые уходят. Даже со всеми юридическими лицами, которые теоретически могут быть там расположены. По-моему, это все-таки явное завышение».

Генеральный директор Столичной финансовой корпорации Павел Геннель и вовсе считает, что говорить об убытках области из-за расширения Москвы не совсем корректно:

«Очень сложно подсчитать на самом деле, сколько она потеряет, сколько сэкономит, потому что даже условно ушли доходы, но уходят и расходы. Но, тем не менее, скорее всего, баланс будет проигрышным, потому что, скажем так, это не секторная была потеря, а такая, достаточно выборочная, которая цепляет наиболее интересные участки».

Идею расширения Москвы в июне выдвинул президент Дмитрий Медведев. На новые земли должны переехать федеральные органы власти, в числе первых — Белый дом и администрация президента. В августе в столичной мэрии определили, что город станет в два с половиной раза больше. Юридически территории будут присоединены с 1 января 2012.

Business FM: http://businessfm.bfm.ru/news/2011/11/07/gromov-rasskazal-o-milliardah-kotorye-otnimet-u-oblasti-novaja-moskva.html

 

Таксисты подкатывают к спецполосе: бизнес просит Собянина разрешить таксистам ездить по выделенным полосам для автобусов

Представители бизнеса обратились к московским властям с предложением разрешить автомобилям такси ездить по выделенным для общественного транспорта полосам. Такси используют спецполосы во всем мире: это делает перевозки доступнее и дешевле. Чиновники признают, что пока не могут контролировать передвижение таксистов, поэтому опасаются пускать их на «выделенки».

Приравнять такси к общественному транспорту предложило объединение предпринимателей «Опора России». Бизнесмены хотят, чтобы по выделенной полосе ездили не только автобусы, троллейбусы и маршрутки, но и автомобили такси, аргументируя тем, что пассажир такси имеет право передвигаться так же быстро, как и пассажир общественного транспорта. «У нас есть договоренность (с департаментом транспорта), что мы не просто выступим с какими-то предложениями, а создаем рабочую группу и будем работать с чиновниками над воплощением проекта в жизнь», – рассказал «Газете.Ru» об идее пустить таксистов на спецполосы руководитель комитета по транспорту «Опоры России» Михаил Чопурян. По его словам, сейчас таксистам запрещено даже останавливаться в районе действия выделенных полос.

Бизнес опирается на мировой опыт, согласно которому автомобили такси наравне с общественным транспортом ездят по спецполосам.

«Вызвав такси, пассажир имеет возможность добраться быстрее и, таким образом, экономит деньги, потому что, когда такси стоит в пробке, стоимость проезда увеличивается», – приводит аргументы Чопурян.

По оценкам столичной мэрии, на сегодняшний день в Москве легальные таксомоторные перевозки осуществляют примерно 15 000 автомобилей. Согласно прогнозам чиновников, к 2016 году легальных такси будет более 25 тысяч. Однако только нелегальных таксистов, так называемых бомбил, в Москве насчитывается около сорока тысяч.

Для борьбы с нелегалами 1 сентября в России вступил в силу закон «О такси», устанавливающий порядок перевозки пассажиров. За полгода до этого в ходе обсуждения закона столичный мэр Сергей Собянин заявил, что таксисты смогут свободно двигаться по выделенным полосам. Однако в итоге чиновники отказались от этой идеи, признав, что не могут контролировать рынок таксомоторных перевозок.

«Боюсь, что богатые перекрасят свои машины и зарегистрируют их как такси», – признался Сергей Собянин в одном из интервью.

По словам мэра, передвижение муниципального общественного транспорта контролируется с помощью навигационной системы ГЛОНАСС, которой планируется оборудовать все автобусы и троллейбусы.

Чтобы получить лицензию на осуществление таксомоторных перевозок, предпринимателю достаточно установить опознавательный фонарь и нанести на борт «шашечки». При этом разрешение выдается бесплатно. Таким образом, по сути, лицензию получить может любой, а должного контроля за таксистами нет, соглашаются представители бизнеса.

Между тем в мэрии пока скептически относятся к предложению предпринимателей. «Мы не предполагаем возможности перемещения такси по выделенным полосам», – заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь градоначальника Гульнара Пенькова.

Газета ру: http://www.gazeta.ru/auto/2011/11/07_a_3824826.shtml

 

3. Собственная информация

 

7 декабря в Москве пройдет конференция «Налоговое законодательство: итоги 2011, изменения с 2012 года»

7 декабря 2011 г. в г. Москве состоится практическая конференция для представителей малого и среднего бизнеса «Налоговое законодательство: итоги 2011, изменения с 2012 года». Мероприятие проводит учебно-методический центр «Градиент-Альфа» при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты РФ, Московской Международной Бизнес-Ассоциации.

Участие в конференции рекомендовано руководителям малых и средних предприятий, специалистов финансовых и бухгалтерских служб, налоговых консультантов и аудиторов.

На обсуждение участников мероприятия будут вынесены вопросы по теме «Налоговое администрирование в 2012 г.»: камеральная налоговая проверка: порядок проведения и оформления результатов; выездная налоговая проверка; истребование документов; проверка правильности применения налогоплательщиками цен по сделкам (контроль сделок с 2012 года); взаимозависимые лица; необоснованная налоговая выгода; обжалование решений по итогам рассмотрения материалов проверки.

Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с защитой активов предприятия от налоговых рисков, о налоге на прибыль в свете последних изменений законодательства, НДС в 2012 году; страховых взносах и социальных пособий в 2012 году.

Отдельно будут рассмотрены практические аспекты внедрения электронного документооборота (в том числе обмен электронными счетами-фактурами) в российских компаниях.

На вопросы участников ответят представители Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Фонда социального страхования, Торгово-промышленной палаты РФ и других структур.

Свое участие в работе конференции уже подтвердили: заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей Разгулин, председатель Экспертного Совета при Комиссии Московской городской Думы по законодательству Павел Гагарин, представители правового отдела Московского регионального отделения ФСС РФ, отдела НДС Управления налогообложения ФНС России, юридического департамента ТПП РФ и др.

Участие в конференции бесплатное, обязательна предварительная регистрация

Время проведения: Начало - в 10.00.

Место проведения: Центральный дом предпринимателя (г. Москва, ул. Покровка, д. 47/24, стр. 1, м. Красные ворота, м. Курская).

Подробности и регистрация: http://www.gradient-alpha.ru/1395/1400/2950/, edu@gradient-alpha.ru , (495) 740-12-64

Информационный портал ОПОРЫ РОССИИ: http://opora.ru/news/events/18120/

 

3.1  Новости от  комитетов и комиссий

 

Минфин придумал схему контроля за госзакупками

В октябре Дмитрий Медведев подписал указ о создании механизма мониторинга расходования бюджета, отведенного под госзаказ. В своих замечаниях к закону о Федеральной контрактной системе Минфин рекомендует не согласовывать статьи 89—91 документа (контрактный аудит и контроль в ФКС). Вместо этого он предложил свою версию надзора за экономической эффективностью госзакупок.

За Федеральным казначейством следует закрепить полномочия по предварительному контролю на стадиях планирования и заключения госконтракта. «Это касается планов-графиков закупок, утвержденных лимитами бюджета, а также соответствия начальных цен правилам, которые устанавливает Минэкономразвития», — поясняет источник, знакомый с документом.

Полномочия по контролю за исполнением госзакупочного бюджета предлагается передать Росфиннадзору (для этого необходимо внести ряд поправок в Бюджетный кодекс). Кроме того, в компетенции Росфиннадзора будут закреплены проверка законности документации при закупке и обосновании расходов, а также проверка соответствия принятых товаров условиям госконтракта.

Оценку эффективности расходов на госзакупки предлагается разделить между Минэкономразвития, Минфином и Счетной палатой. Кроме того, на этапе формирования госпрограмм контроль за затратами федеральных органов власти и оценка соответствия сводных проектов планов закупок целям госпрограмм и объемам их финансирования будут входить в полномочия Минфина. Надзор за соблюдением прав поставщиков и регулирование в области защиты конкуренции сохраняются за ФАС.

С юридической точки зрения разделение полномочий примерно соответствует текущему положению вещей: казначейство рассчитывает и следит, кому сколько денег выделить, Росфиннадзор — как и сколько потратили, говорит старший юрист коммерческой практики Goltsblat BLP Денис Балакин. Однако формально инициатива Минфина соответствует поручению президента — предложено ведомство, которое будет следить за исполнением заказа. «Конечно, себя Минфин не забывает, побольше полномочий оставляет за собой и подконтрольными ведомствами», — добавляет юрист.

Впрочем, у эксперта есть сомнение, что Росфиннадзор сможет качественно контролировать исполнение заказов: вопрос, как финансисты могут проверить соответствие принятых товаров (например, медоборудования, результатов НИОКР). «Более правильным было бы передать контроль исполнения госконтрактов (в части приемки) профильным ведомствам», — считает г-н Балакин.

РБК daily

 

Сбыты ограничат в доходах

В четверг на заседании президиума правительства премьер Владимир Путин поднял вопрос о принятии постановления по ограничению сверхприбылей энергосбытовых компаний (ЭСК). 3 ноября глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина доложила о разработке соответствующего постановления правительства. По ее словам, проект постановления предполагает отмену дифференциации потребителей по числу часов использования мощности (ЧЧИМ), установку единого времени расчета на оптовых и розничных рынках, отменяет штрафы за недобор/перебор энергии для некрупных потребителей, устраняет барьеры при переходе от гарантирующих поставщиков (ГП) к независимым энергосбытам и вводит единые стандарты раскрытия информации. Наценка сбытов зачастую в 5—6 раз превышает установленные показатели, рентабельность — на уровне 44%, а ГП имеют возможность «для навязывания условий и завышения цен». «Такое завышение электроэнергии в конечной цене может составлять 5—7%, то есть дополнительные доходы (сбытов) — около 160 млрд руб. в год», — отметила глава МЭР.

За сбыты попытался вступиться министр энергетики Сергей Шматко, заявивший, что статус ГП не позволяет отказывать потребителям, даже если сбыт не уверен в его платежеспособности. Текущий долг в рознице достигает 150 млрд руб., и две трети этой суммы — «нагрузка на сектор сбытовых компаний, прежде всего ГП, которые обеспечивают эту сумму заемными средствами». Г-н Шматко предложил вводить предложенные МЭР меры адресно и попросил две недели на анализ ситуации и предложений поставщиков. «Вы еще три года будете разбираться», — отверг предложения Минэнерго г-н Путин и потребовал к 9.00 4 ноября представить в правительство согласованный проект. В середине следующего дня Сергей Шматко уже рассказывал журналистам о принятии постановления, полностью повторяющего предложения МЭР.

РБК daily

 

Путин существенно ограничил рентабельность энергосбытовых компаний

Сегодня премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства №877 от 4 ноября 2011 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке», регламентирующее отношения между потребителями электроэнергии и энергосбытовыми компаниями. Подписанный документ отменяет штрафы за недобор электроэнергии. Таким образом, энергосбытовые компании лишатся, как выразился Путин, «необоснованных допдоходов».

Представленный премьеру сегодня утром проект постановления правительства, фактически подготовленный за ночь, отменяет как норму о штрафах за недобор электроэнергии потребителями, имеющими договор с присоединенной мощностью до 750 кВА включительно, так и с 1 апреля 2012 года порядок расчетов, дифференцированный по числу часов использования мощности, сообщает на сайте правительства РФ.

Наряду с этим документ устанавливает новые стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков, которые обеспечат для всех участников рынка прозрачность расчета средневзвешенных нерегулируемых цен электрической энергии (мощности), а также синхронизацию расчетов объемов мощности на оптовом и розничном рынках электроэнергии.

Ознакомится с полным текстом постановления №877 от 4 ноября 2011 года можно на сайте правительства.

РБК daily

3.2_Новости регионов

 

Строительная площадка Рязанской ОПОРЫ: обсуждение поправок в Градостроительный кодекс

Высокие ставки и дефицит банковских кредитов привели к замораживанию большинства инвестиционных проектов, намечаемых к реализации на территории Рязанской области в период 2009-2012 гг., включая объекты жилищного строительства. Значительно снизились объемы вновь начинаемого строительства. О положительной динамике власти начали говорить только в этом году – в областном центре ожидается незначительное увеличение объемов ввода жилья по сравнению с 2010 годом.

«Как последствие мирового финансового кризиса банки по-прежнему воспринимают строительный бизнес как высоко рисковый, поэтому проблема кредитования строительный организаций выходит на первый план, – прокомментировал сложившуюся ситуацию на рынке строительства председатель Комитета по строительству и ЖКХ Рязанского областного отделения ОПОРА РОССИИ, директор Рязанский Ассоциации Застройщиков Максим Калинин. – Изменения условий кредитования строительного бизнеса могли бы стимулировать жилищное строительство».

Не менее серьезная проблема, тормозящая развитие жилищного строительства – административные барьеры. До недавнего времени продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения собственно разрешения на строительство на примере города Рязани составляла более года. А если учесть, что около двух лет у застройщика уходит на строительство 10-12 этажного кирпичного жилого дома, то, таким образом, средний период подготовки исходно-разрешительной документации  составлял от 3 до 4 лет.

Понимая, что проблемы, препятствующие реализации проектов жилищного строительства, напрямую связаны с отсутствием у муниципальных образований необходимых средств на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, в том числе на разработку проектной документации, рязанские девелоперы предлагают вкладывать личные средства в разработку проектов планировки территорий,  при этом рекомендуют готовить ППТ на целый квартал, а не на маленькие территории.

«Я согласен, что проекты планировки территорий не должны разрабатываться на маленькие площади, – отметил Антон Воробьев. – Однако в проектах необходимо учитывать объекты социальной сферы, парковки и прочие элементы инфраструктуры. В Рязани есть проекты, которые, по сути, являются мертворожденными детьми – они не применимы к сегодняшней экономической ситуации и не востребованы застройщиками. Поэтому любые проблемы и предложения, которые возникают при разработке и реализации проектов планировки территорий, необходимо обсуждать, чтобы максимально соответствовать законодательству и интересам застройщиков», – подчеркнул Антон Воробьев.

В ходе обсуждения застройщики подняли вопрос о необходимости внесения изменения в Градостроительный кодекс.

«Проекты планировки территорий не являются проектами на века, – считают участники строительного рынка. – Они должны корректироваться, поэтому необходимо внесение соответствующих изменений в законодательство».

Подводя итоги встречи, руководители строительных компаний решили инициировать публичное обсуждение на федеральной площадке ОПОРЫ РОССИИ о необходимости внесения изменений в Градостроительный кодекс, подготовив соответствующие предложения по законодательной инициативе.

Рязанское региональное отделение ОПОРЫ РОССИИ: http://opora.ru/news/opora/18099/

 (Чтобы информация о деятельности вашего регионального отделения или отраслевого союза появилась в этой рубрике и на сайте ОПОРЫ РОССИИ – присылайте ее по адресу: web@opora.ru или pressa@opora.ru)

08.11.2011, 484 просмотра.